Вы здесь

ОБЗОР типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области

ОБЗОР типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением Минюста России по Калининградской области

Контрольные функции Управлением Минюста России по Калининградской области (далее - Управление) осуществляются как на стадии проведения правовой экспертизы документов, поступающих для государственной регистрации некоммерческих организаций, так и посредством проведения проверок деятельности некоммерческих организаций, участия в проводимых ими мероприятиях, анализа поступающей от них ежегодной отчетности.

Реализация Управлением своих контрольных полномочий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456.

Плановые проверки деятельности некоммерческих организаций проводятся Управлением в соответствии с согласованным с органами прокуратуры и утвержденным в установленном порядке ежегодным планом проверок некоммерческих организаций на соответствующий год при взаимодействии с правоохранительными и налоговыми органами, в которые предварительно направляются соответствующие запросы о предоставлении имеющейся информации о нарушениях проверяемых некоммерческих организаций действующего законодательства. Данная информация находит отражение в актах проверок.

Помимо проверок, контрольные функции осуществляются в процессе изучения отчетов о продолжении деятельности некоммерческих организаций, представляемых в Управление ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным. При выявлении нарушений законодательства к некоммерческим организациям применяются меры правового реагирования: выносятся предупреждения, составляются протоколы об административном правонарушении, направляется в суд исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации и исключению её из ЕГРЮЛ, либо о признании прекратившей деятельность общественной организации. Протокол об административном правонарушении составляется в обязательном порядке в отношении некоммерческой организации по факту противодействия проведению проверки со стороны некоммерческой организации, непредставления документов для проведения проверки или отсутствия организации по заявленному месту нахождения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение  трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. С учетом специального порядка регистрации некоммерческих организаций, предусмотренного статьей 10 и пунктом 5 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», некоммерческие организации обязаны представлять соответствующие документы для государственной регистрации изменений, вносимых в устав и в сведения об соответствующих организациях, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с изменением своего адреса (места нахождения).

Предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства выносятся по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, а также по результатам анализа материалов учетного регистрационного дела некоммерческой организации.

 

Основные нарушения, выявленные по результатам проверок:

1.Несоответствие учредительных документов действующему законодательству, что связано, в основном, с изменениями и дополнениями, вносимыми в федеральное законодательство, регулирующее соответствующую сферу деятельности.

 Наиболее часто в уставах встречаются несоответствия ст.29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в части закрепления кворума, необходимого для принятия решений высшего руководящего органа; допускается закрепление вопросов исключительной компетенции высшего руководящего органа в качестве компетенции иных руководящих органов.

         По результатам проверки Управлением указывается на имеющиеся в учредительных документах противоречия, а также обращается внимание на тот факт, что с 01.09.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Положения указанного закона также необходимо учесть при первом внесении изменений в устав некоммерческой организации.

       Кроме того, имеет место оформление протоколов заседаний органов управления с нарушением требований статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, отсутствует дата, время и место проведения собрания, результаты голосования по каждому вопросу, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

2.Выявляются факты нарушения требований статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статьи  29 Федерального закона «Об общественных объединениях» в части не соблюдения некоммерческими организациями требований собственных учредительных документов.

       Так, некоммерческими организациями при осуществлении деятельности не выполняются положения собственных уставов. Зачастую заседания руководящих органов (Собраний, Конференций, постоянно действующих коллегиальных исполнительных органов и т.д.) не проводятся, несмотря на установленную в уставе периодичность их проведения (например, не реже 1 раза в год). Имеют место случаи, когда сроки полномочий руководящих органов истекли, а решения об избрании (назначении) на новый срок полномочий не принимались. Также, выявлялись факты, когда в нарушение положений устава не осуществляет деятельность контрольно-ревизионный орган организации, соответствующие проверки не проводятся.

      Управление разъясняет руководителям некоммерческих организаций требования законодательства, устанавливающего, что требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

3.Большое количество нарушений связано с несвоевременным информированием Управления об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о получаемых лицензиях, а именно:

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование; адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения об учредителях (участниках) юридического лица (в предусмотренных законодательством случаях); устав некоммерческой организации; сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации или реорганизации; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;  сведения о филиалах и представительствах юридического лица; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и иные сведения, указанные в п.1 ст.5 Федерального закона. 

4. Выявляются нарушения законодательства в деятельности некоммерческих организаций, связанные с использованием ими собственной символики.

Руководителям некоммерческих организаций указывается на установленные законодательством обязательные требования, а именно, что в соответствии со  ст.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст.20, ст.24 Федерального закона «Об общественных объединениях» используемая некоммерческими организациями символика должна быть описана в уставе организации, при этом, символика не должна  совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

Кроме того, некоммерческим организациям указывается и на то, что в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций» от 21.07.2014 № 236-ФЗ регистрация символики некоммерческих организаций отменена.

5. Выявляются нарушения, характерные для благотворительных организаций, такие как:

- формирование высшего органа управления  без учета требований п. 3 ст. 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в соответствии с которым в составе высшего органа управления благотворительной организации может быть не более одного работника ее исполнительных органов;

- в нарушение п. 2 статьи 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная программа не утверждалась на заседаниях высшего органа управления благотворительной организации;

- нарушены требования п. 4 статьи 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», запрещающей участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами;

- в нарушение требований статьи 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», не представлялись соответствующие отчеты.

6. Выявляются нарушения, характерные для некоммерческих фондов:

- в нарушение  части 1 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" не проводился ежегодный обязательный аудит фонда;

- в нарушение пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не исполняется обязанность ежегодно публиковать отчеты фонда об использовании своего имущества;

- в нарушение пункта 3 статьи 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не сформирован надзорный орган фонда (попечительский совет).

7. Некоммерческими организациями систематически допускается нарушение установленного срока представления информации о продолжении деятельности    до 15 апреля года, следующего  за отчетным.

Так, в соответствии со ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях», Постановлением Правительства РФ от  15 апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации соответствующую отчетность ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В ходе анализа поступившей от некоммерческих организаций отчетности о продолжении деятельности, наиболее распространенным является нарушение требований к оформлению форм отчетности, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», в части представления неполной и (или) недостоверной информации.

Кроме того, достаточно распространенным является нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а именно, неисполнение некоммерческими организациями обязанности по ежегодному размещению в сети Интернет или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности или сообщения о продолжении своей деятельности.

8. В отношении религиозных организаций наиболее типичным нарушением является использование неполного наименования при осуществлении своей деятельности, в нарушение п.8 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

9. В сфере финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций выявлены нарушения положений Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в части отсутствия решений органов управления по принятию учетной политики, ведению первичных учетных документов, на основании которых осуществляется бухгалтерский учет.

По результатам выявленных нарушений, Управлением, в установленный срок в адрес руководящих органов некоммерческих организаций направляются предупреждения об устранении нарушений, составляются протоколы о привлечении некоммерческих организаций к административной ответственности.

В случае неоднократных или грубых нарушений законодательства Управлением применялись меры, предусмотренные ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», с.14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» – направление в суд исковых заявлений о ликвидации некоммерческих организаций.

19 октября 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).